Блог

Google vs 1C - Битрикс, или как удовлетворить Google Mobile-Friendly Test и PageSpeed Insights средствами 1С-Битрикс

В апреле и мае 2015 года многие интернет проекты потеряли значительную долю поискового трафика и позиции в Google. В чем причина, и как вернуть позиции, давайте разберемся.

21 апреля Google ввел обязательную проверку сайтов на оптимизацию под мобильные устройства. И теперь результаты этой проверки напрямую влияют на ранжирование проекта поисковой машиной Google в мобильной выдаче.

Владельцам и оптимизаторам сайтов Google направил вот такие письма, где сообщал, что сайт не оптимизирован под мобильные устройства и дал несколько советов как улучшить свой проект и повысить его в выдаче.

pic1-stat.jpg

Синий график показывает обвал поискового трафика из Google.

Что же требует Page Speed Insights и какие цели преследует? С точки зрения пользователей, требования Google просты:

  1. Корректно, удобно отобразить страницу для мобильного устройства
  2. Хорошая скорость загрузки первой видимой части страницы

Требования абсолютно справедливы и честны по отношению к пользователям сайтов.

Теперь давайте разберемся, что эти требования означают для разработчиков и оптимизаторов.

Итак, как определить дружественен ли ваш сайт мобильным устройствам и как сделать его дружественным, если он не дотягивает по оценкам Page Speed Insights. Google предлагает для оценки несколько инструментов:

  1. Mobile-Friendly Test - http://g.co/mobilefriendly

    сервис анализирует 1 страницу, проверяет ее на:

    • настройку тега viewport, отвечающего за область видимости и масштабируемость страницы
    • размеры шрифтов, они должны быть хорошо читаемыми на мобильном устройстве, Мобильные разработчики рекомендуют 16px как основной размер шрифта сайта
    • размеры активных (кликабельных) элементов, расстояние между ними. По рекомендациям Андрея Липатцева минимальный размер самого элемента - от 10мм, расстояние 5-7мм, адекватное межстрочное расстояние.

    Большую часть ошибок этого уровня решает верстка под мобильные устройства и здесь у нас несколько вариантов - адаптивная верстка, стили под мобильную версию проекта, отдельный домен с отдельной версией мобильного сайта. Каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы. Мы внутри компании отдаем предпочтение адаптивной верстке. К этому же пункту стоит отнести отказ от использования плагинов, не поддерживаемых мобильными браузерами, например FLASH.

  2. Google Webmaster Tools http://goo.gl/TA2AFV

    аналог первого инструмента, при этом анализирует все страницы проекта по тем же параметрам что и первый инструмент и выдает таблицу страниц с описанием проблем.

  3. Google Page Speed Insights

    инструмент работает с одной страницей, показывает ошибки оптимизации страницы, оценивает скорость загрузки, выдает оценку по шкале 0-100, отличная оценка от 85 баллов.

    Главная цель при прохождении этого теста - максимально быстро показать пользователю верхнюю видимую часть страницы.

Вниманию вебмастеров, чьи сайты работают на 1С-Битрикс!

Проверьте ваш файл robots.txt, часто в нем закрывают от индексации папку /bitrix/, вместе с ней файлы стилей, изображений и скриптов. При анализе бот Google видит страницы совсем без дизайна и вы не проходите тест. Откройте необходимые папки для индексации для прохождения проверки.

pic2-stat.jpg

А теперь рассмотрим инструменты 1C - Битрикс управление сайтом и как с их помощью сделать сайт mobile-friendly, удовлетворив требования Google Page Speed Insights.

Остановимся подробнее на каждом пункте требований теста и на решении задачи.

  1. Первый и главный пункт в решении задачи оптимизации страниц под мобильный и десктопные браузеры, конечно, поддержка технологии композит от 1С-Битрикс, которая сама по себе ускоряет сайт в разы. Так же используйте новый инструмент от Битрикс - "скорость сайта", который так же укажет на проблемы ускорения.
  2. Перенести JavaScript в конец страницы, сжать JS и CSS файлы.

Требование призвано ускорить загрузку первого экрана страницы, контент грузится и отдается пользователю раньше скриптов. Битрикс ввел настройку "Переместить весь JavaScript в конец страницы" и в купе с уже имеющимися опциями "Объединить JS, CSS", "сжать JS, css" мы полностью удовлетворяем этому требованию Google Page Speed Insights, просто проставив галочки в настройках главного модуля проекта.

pic3-stat.jpg

95% скриптов после переноса останутся работоспособными, но бывают ситуации, когда нужно запретить перенос скрипта вниз страницы. Запрет на перенос задаем атрибутом data-skip-moving="true"

pic4-stat.jpg

1) В работе инструмента есть несколько нюансов

  • Перенос JavaScript происходит по тегам <script></script>
  • Не учитываются сложные конструкции, например, HTML-комментарии
  • document.write() будет работать неправильно
  • Инструмент может настраиваться отдельно для страниц и шаблонов

2) Оптимизация CSS и JS

  • Минификация файлов Css и JS - настраивается в главном модуел БУС
  • Убрать неиспользуемые селекторы (инструмент Audits в Chrome Dev Tools)
  • Оставить только тот CSS, отображающий первый экран страницы
  • Остальное загрузить с помощью JavaScript
  • Увеличить Initial Congestion Window

pic5-stat.jpg

3) Оптимизация изображений.

Много баллов в глазах Google Page Speed можно потерять при размещении тяжелых картинок на сайте, к тому же, отображенных в небольшом размере. Обращайте внимание, оптимизируйте.

pic6-stat.jpg

Можно использовать сторонние ресурсы, но 1С-Битрикс предлагает встроенный инструмент, решающий проблему. При включении CDN для вашего сайта и установленной галочке - оптимизировать ресурсы, изображения будут отдаваться CDN в оптимизированном виде, не требуя предварительной обработки. Кроме того CDN оптимизирует файлы JS и CSS.

pic7-stat.jpg

Еще об оптимизации

Самое главное - не бросайтесь сломя голову выполнять все требования Google, чтобы попасть в зеленую зону. Предварительно взвесьте отдачу от изменений и стоимость изменений, насколько конкретно вашему сайту важен мобильный трафик, возможно ли сделать верстку адаптивной, сколько будет стоить оптимизация проекта и т. д. Может быть решение одного из требований вас полностью устроит.

Ну а если решились, то внедряйте на своих проектах:

  • Адаптивную верстку
  • Gzip-сжатие
  • HTTP-кеширование
  • Проверяйте время ответа сервера
  • Избегайте редиректов (site.ru/ –> site.ru/main.html)
  • Объединение CSS и JavaScript файлов
  • Оптимизацию изображений

Что нужно для победы

  • Mobile-Friendly Test
    • Адаптивная верстка (шрифты, отступы, размеры, тег viewport), либо отдельный домен под мобильную версию проекта
    • Правильный robots.txt
  • Google PageSpeed Insights
    • Блокирование отображения JS и CSS-файлами в
    • Размер HTML-страницы и внешних ресурсов
    • Время ответа от сервера
  • Битрикс вам в помощь
    • Настройки оптимизации JavaScript и CSS
    • Композит
    • CDN

Удачи вам в оптимизации ваших проектов и победы в борьбе за мобильный трафик, а его ближайшие годы прогнозируют до 50%.


Наталья - руководитель отдела разработки интернет - агентства "Артрикс"

Поделиться